Hазвитие технологий содействовало формированию, особенно в последние годы, сегмента сжиженного природного газа (СПГ) на мировом топливном рынке. «Газпром» также включился в этот процесс и стал связывать свои перспективы с СПГ. Пока в большей степени это касается экспортных позиций российского газового монополиста. На Дальнем Востоке в 2009 году реализован масштабный проект по введению в эксплуатацию первого завода по сжижению газа «Сахалин-2», пересмотрен проект по освоению Штокмановского месторождения в Баренцевом море, где теперь рассматривается возможность отказа от создания трубопровода в пользу строительства завода по сжижению газа. При этом ведется активная проработка механизмов использования СПГ на отечественном рынке.
Существующая в России технология газификации с использованием сети газовых магистралей практически исключает из этого процесса целые районы с малыми населенными пунктами, фермерскими хозяйствами, коттеджными поселками, отдельными объектами промышленности, малыми предприятиями. Автономная газификация таких удаленных объектов – одна из сфер использования СПГ. «Газпром» проводит работу по корректировке генеральных схем газоснабжения и газификации некоторых регионов с использованием альтернативных сетевому газу энергоносителей, включая сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан-бутан), СПГ и компримированный природный газ (КПГ).
Один из регионов, где актуально применение схемы автономной газификации, – Ленинградская область, в которой, по информации «Газпром газэнергосети», с использованием СПГ планируется газифицировать ряд населенных пунктов Приозерского и Лужского районов. В регионе уже есть успешный опыт реализации проекта автономной газификации – СПГ-комплекс установлен в Приозерском районе на объектах курорта «Игора».
Установки по сжижению газа в Санкт-Петербурге и Ленобласти создавались для научных и опытных исследований еще в советские времена. Сегодня их оборудование считается устаревшим, но продолжает работать. Как рассказал начальник управления отраслевых программ «Газпром газэнергосети» Анатолий Ким, в Ленобласти компания эксплуатирует две установки по сжижению газа. Одна из них, производительностью до 0,3 тонны в час, находится на газораспределительной станции (ГРС) «Выборг». Технология ее работы завязана на перепады давления на входе и выходе газа и зависит от потребления газа. В период, когда заканчивается отопительный сезон и отбор газа резко сокращается, производство СПГ на этом пункте невозможно.
В Петродворце (Санкт-Петербург) работает еще одна установка сжижения природного газа – производительностью 0,8 тонны в час. Принцип ее функционирования несколько иной: установка оборудована компрессорами и позволяет получать СПГ вне зависимости от времени года и объема его потребления.
«Мы понимаем, что с точки зрения бизнеса надо рассматривать мало- и среднетоннажные установки стопроцентного cжижения с замкнутым технологическим циклом. Чтобы их работа не была завязана на перепады давления газа и сброса его в распределительную сеть. По нашему мнению, для газификации Ленинградской области достаточно комплекса СПГ общей производительностью 3 тонны в час (24 тыс. тонн СПГ, или 28 млн кубометров газа ежегодно), чтобы обеспечить тех потребителей, до которых нецелесообразно тянуть газопровод», – говорит Ким.
Помимо Северо-Запада, в 2011-2013 годах «Газпром газэнергосеть» реализует проекты автономной газификации СПГ населенных пунктов в Пермском и Хабаровском краях. Выбраны и согласованы с властями этих регионов земельные участки, ведутся проектно-изыскательские работы, готовится инженерно-техническая документация.
В Карагайском районе (Пермский край) в рамках Программы газификации регионов РФ «Газпром газэнергосеть» начинает проектирование и строительство завода по производству СПГ (мощность – 13 тыс. тонн в год) и трех станций хранения и регазификации, которые ежегодно будут поставлять потребителям до 18 млн кубометров газа. Он пойдет на нужды девяти котельных и более 2,2 тыс. домовладений в трех населенных пунктах. Установка СПГ в городе Николаевске-на-Амуре (Хабаровский край) аналогичной производительности обеспечит топливом семь котельных. Объекты автономной газификации в Пермском и Хабаровском краях будут введены в эксплуатацию к концу 2013 года. По всем перечисленным территориям уже разработано обоснование инвестиций в строительство производств СПГ. В перспективе компания планирует обеспечить автономную газификацию населенных пунктов Республики Алтай и Томской области.
В рамках проектов автономной газификации газ доставляется автомобильным спецтранспортом – метановозами. При этом потребитель получает СПГ, по свойствам идентичный газу, который поступает по традиционной трубопроводной схеме поставок. Транспортировка СПГ метановозами не приводит к удорожанию газа для потребителя – это стало возможно после того, как в январе 2012 года правительство России приняло постановление «О внесении изменений в основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ». Документ предусматривает, что конечный потребитель даже в самых отдаленных регионах страны, где не проложены газопроводы, гарантированно получает СПГ по цене, равной стоимости сетевого газа, установленной для данного субъекта РФ.
Основной критерий включения проектов в ежегодную программу газификации «Газпрома» – соответствие их экономической эффективности внутренней норме доходности не менее 12% (достаточно низкой для таких проектов). Для достижения этого показателя необходимо сгладить неравномерность потребления газа, связанную с окончанием отопительного сезона. Для этого компания проводит в регионах работу по переводу на природный газ транспорта дорожного фонда и спецтехники.
Наличие мощностей по сжижению природного газа открывает возможности для развития рынка газомоторного топлива. В России наиболее распространенным газовым топливом на сегодняшний день является СУГ – смесь пропана и бутана.
В Италии, Южной Корее, Японии широко используется в качестве газомоторного топлива природный газ (метан). Потребителю его предлагают в виде двух продуктов – компримированного и сжиженного природного газа, которые отличаются лишь системой хранения – как на заправочной станции, так и в автомобиле.
В настоящее время в России 1,4 млн автомобилей с газобаллонным оборудованием – 3,5% общего парка. При этом 3,3% используют СУГ и только 0,2% – КПГ, в то время как в развитых государствах данный показатель составляет 12-15%. Чтобы добиться аналогичных результатов в ближайшие семь лет, нам необходимо сформировать пласт потребителей, готовых заместить нефтяное топливо газовым, признают эксперты компании «Газпром газэнергосеть». Одновременно предстоит создать в стране сеть заправочных комплексов СПГ и КПГ, которых на сегодняшний день практически нет.
«Безусловно, развивать нужно различные виды газового топлива. Поскольку природный газ и попутный нефтяной газ – весьма перспективное сырье не только с точки зрения экономики. Они лучше других энергоносителей (нефти, угля и продуктов их переработки) с экологической точки зрения», – отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Однако переход на более дешевое и экологичное топливо потребует затрат и от потребителя. Ведь автомобиль должен быть оснащен газотопливной системой, а переоборудовать старый автотранспорт под КПГ или СПГ – дорогое удовольствие. К примеру, чтобы перевести автобус на КПГ, необходимо 150-180 тыс. рублей, а на СПГ – 350 тыс. Поэтому выгоднее осуществлять замещение за счет приобретения новых машин, оборудованных газотопливной системой в заводском исполнении.
Продвижение природного газа и в качестве моторного топлива сдерживается множеством факторов, один из которых – российское законодательство. В стране слишком жесткие требования к размещению опасных промышленных объектов, к которым относятся газовые заправки, объясняет начальник отдела отраслевых инициатив «Газпром газэнергосети» Денис Воробьев. По его словам, действующий техрегламент по пожарной безопасности допускает один случай гибели человека в год на 100 млн. В правительстве понимают, что это нереальные требования. В промышленно развитой стране такие нормы соблюсти можно только в том случае, если вообще ничего не делать. В итоге норму решили понизить до пропорции один к 1 млн, но с оговоркой о выполнении неких никому не известных инженерно-технических мероприятий, что на практике сведет на нет весь положительный эффект от такого снижения.
Также необходимо внести ряд поправок в законодательные акты, направленные на стимулирование использования экологически чистого топлива. Представители газовой отрасли подготовили перечень законодательных инициатив. В частности, предлагается внести изменения в ст. 361 второй части Налогового кодекса РФ в отношении введения обязательной дифференциации налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от экологического класса категорий транспортных средств. Кроме того, предлагается изменить ст. 259.3 второй части Налогового кодекса в части применения повышенного коэффициента амортизации для опасных производственных объектов.
Изменения требуются и в ФЗ №96 «Об охране атмосферного воздуха», и в Градостроительный кодекс РФ в части введения ограничений на передвижение транспортных средств в зависимости от их экологического класса в населенных пунктах, местах отдыха, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Экологический эффект от перехода на газовое топливо очевиден, ведь в природном газе значительно меньше азота и углерода, при его сжигании не образуется зола, уменьшаются вредные выбросы. Переход на газ может существенно снизить и расходы бюджетов. «Экономия средств может составить 10-20%. Однако у потребителя должен быть выбор. Кто-то на газ перейдет, а кто-то останется на бензине, угле, дизтопливе, электроэнергии. Тогда будет меньше шансов на безудержный рост цен на разные виды газа, не будет его дефицита», – замечает Дмитрий Баранов.
Санкт-Петербург
Поможет деньгами
Государство намерено стимулировать потребителей к более активному использованию газомоторного топлива. Причем как путем создания законодательной базы, формирующей правовые механизмы для использования газа в качестве топлива, так и за счет субсидий.
В частности, в конце мая при принятии Госдумой во втором чтении изменений в федеральный бюджет на 2012-й и на плановый период 2013-2014 годов была включена отдельная строка расходов, предусматривающая в текущем году субсидии из государственной казны в размере 3,5 млрд рублей бюджетам субъектов РФ на закупку автобусов, произведенных на территории государств – участников Единого экономического пространства и работающих на газомоторном топливе.
Сжатие для эффективности
Природный газ (метан) не требует дополнительной переработки и может использоваться практически в том виде, в котором существует в природе. Сжиженный природный газ (СПГ) – природный газ, переведенный в жидкое состояние при температуре -161,5°С, который после регазификации имеет те же свойства, что и обычный природный газ. При сжижении объем газа уменьшается в 600 раз, что позволяет организовать его транспортировку, не прибегая к помощи газопроводов.
Использование СПГ позволяет решать проблему обеспечения различных объектов, в том числе промышленных предприятий, не имеющих централизованного газоснабжения, бытовым газом, теплом и электричеством посредством установки автономных теплоэлектростанций. Основное условие для автономной газификации СПГ – наличие подъездных автомобильных дорог.
|