-->
— Главный рынок для нас, конечно, рынок топливно-энергетических ресурсов, — сказал в интервью «Московским Новостям» Игорь Меламед, глава Международного центра развития регионов, который активно участвовал в разработке ряда программ социально-экономического развития Дальнего Востока и подготовке материалов к саммиту АТЭС. — Ни для кого не секрет, что это вообще главный рынок России. Неважно, говорим ли мы о тихоокеанском направлении или атлантическом направлении, энергоресурсы — это главное, что поставляет Россия. В целом топливно-энергетические ресурсы составляют в структуре экспорта более двух третей. При этом доля стран АТР в российском экспорте оставляет запас для значительного роста. Поставки нефти в этот регион составляют 15% от экспорта, нефтепродуктов — 10%, газа — вообще 7%. Так что у России очень большие возможности наращивать поставки энергоресурсов в тихоокеанском направлении. Я бы даже сказал, что восточная политика может мериться в тоннах нефтяного эквивалента. С 2011 года начались поставки нефти по трубе в Китай, в 2010 году Россия впервые за последние сто лет поставила туда уголь по железной дороге. Кроме того, мы могли бы поставлять значительные объемы угля в Японию. И если бы у нас был еще один завод по производству сжиженного газа в этом регионе, то его продукция пользовалась бы колоссальным спросом.
-То есть увеличение нашего присутствия на рынке не только нефти, но и газа предопределено?
— Конечно, мы будем постоянно наращивать свое присутствие. Газ всем нужен. Причем мы можем там присутствовать не только за счет поставок сжиженного газа с Сахалина, но и за счет поставок сжиженного газа с Ямала. В том числе ради этого сейчас развивают Севморпуть. Чем больше мы будем присутствовать на индийском рынке, на рынке других стран Южной и Юго-Восточной Азии, тем лучше. Те страны региона, которые еще являются энергоэкспортерами, постепенно будут отпадать от этого рынка. Там запасы уже на пределе.
— А как будет вести себя спрос на энергоресурсы?
— Расчеты показывают, что потребности будут расти еще много лет. Достаточно посмотреть на один Китай — энерговооруженность на душу населения пока ничтожна. В целом по потреблению они первые в мире, а в пересчете на душу населения — очень низко. Автомобилизация страны — 4,7%. Даже в России этот показатель составляет 27%, не говоря уж о США и Европе. Уровень механизации сельского хозяйства — 40%. Я не могу себе представить, чтобы Китай остановился на таком уровне механизации. В Индии и Пакистане вместе взятых полмиллиарда человек не имеет доступа к электричеству. Вы вообще себе это представить можете? Ясно, что потребление будет расти, расти и расти. По нашим черновым прикидкам, ископаемые носители могут составлять две трети потребления. Одна треть может составить атомная энергетика. Китаю нужно в этом варианте две тысячи энергоблоков мощностью один гигаватт каждый. Индии еще больше. Но если при нынешних 330 реакторах во всем мире раз в 25 лет случаются такие аварии, то что будет при увеличении этого числа в разы? Жить в мире, набитом ядерными энергоблоками, тоже страшновато…
Если брать морские перевозки нефти, то есть основной путь, связывающий Европу и Азию. По нему ежегодно проходит порядка 800 млн тонн нефти. Это один из самых загруженных торговых путей в мире, он, в частности, проходит через Суэцкий канал. Сейчас в год он пропускает 18 тыс. судов, пропуская пять судов в час. Море сегодня забито гораздо плотнее, чем наш Транссиб. К слову, при этом долгое время простаивающий БАМ сегодня забит под завязку. Те 16 млн тонн, которые по нему удается провезти, в сегодняшних условиях предел. Но Транссиб имеет достаточно приличный запас по пропускной способности. Плюс у нас есть еще один маршрут, который становится совершенно конкурентоспособным в этих условиях, — это уже упоминавшийся Северный морской путь. Все трудности с ним состоят в нас самих.
— В каком смысле?
— Если брать так называемый эталонный маршрут Роттердам-Ниигата, то он на 34% короче по Севморпути, чем через Суэцкий канал. Сложность в цене. Если везти нефть через Суэц, то ее перевозка будет стоить порядка пяти долларов за тонну. Если везти ее через Севморпуть, то перевозка обойдется в два с половиной раза дороже. Но с 2012 года принято решение, что стоимость ледокольной проводки будет такова, чтобы стоимость перевозки нефти по этому маршруту была такая же, как и через Суэц. Это правительственное решение на навигацию 2012 года. Так что мы вскоре увидим, позволит ли это увеличить транзит через Севморпуть. В принципе уже есть опыт проводки танкера класса «Суэцмакс» по Северному морскому пути. В 2011 году такой танкер перевез 120 тыс. тонн газового конденсата из Мурманска в Таиланд за очень короткий срок. Мы, к слову сказать, туда поставляем до 2 млн тонн газового конденсата в год. Есть определенные ограничения по проводу судов по Севморпути, связанные с количеством ледоколов, но эта проблема вроде как начинает решаться.
|