Решение правительства Объединенных Арабских Эмиратов отпустить с 1 августа внутренние цены на бензин может вызвать цепную реакцию среди остальных арабских стран-производителей нефти. Как передает , об этом пишет арабское издание «Аль-Хайят».
До последнего времени внутренние цены на бензин в ОАЭ регулировались государством. В данный момент 98-й бензин в Эмиратах стоит 1,83 дирхама (50 американских центов) за литр. При этом цена на бензин марки «премиум» в США составляет 3,18 доллара за галлон или 84 цента за литр. В Саудовской Аравии такое топливо стоит 16 центов за литр.
Эта мера — часть плана правительства ОАЭ по созданию сильной конкурентоспособной экономики, не зависящей от государственных субсидий, заявил министр энергетики страны Сюхель аль-Мазруи. По его словам, специальный комитет правительства будет ежемесячно изучать динамику цен на топливо. Предполагается, что после 1 августа бензиновые цены вырастут в среднем на 24%. В то же время стоимость дизельного топлива может даже снизиться, что положительно повлияет на сферу грузоперевозок и, как следствие, на экономику в целом.
Доходы нефтегазовой отрасли ОАЭ составляют 34,3% валового внутреннего продукта. Понижение цен на нефть привело к тому, в бюджете стране впервые с 2009 года образуется дефицит. По мнению аналитиков, отмена субсидирования топливного сектора — один из способ снизить этот дефицит.
Теперь примеру ОАЭ могут последовать остальные страны Персидского залива. По мнению экономического обозревателя Фадиля аль-Буайнейна, королевства Аравийского полуострова еще несколько лет назад решили привязать внутренние цены на бензин к общемировым, но пока не торопятся это делать.
Экономист Мухаммед аль-Омран, в свою очередь, пояснил, что власти Саудовской Аравии довольно давно размышляют над тем, чтобы снять с бюджета стран бремя субсидирования топливного сектора. Однако правительство до сих пор не придумало, как компенсировать гражданам резкий рост бензиновых расходов.
Вероятнее всего, предполагает экономист, саудиты отпустят цены не одномоментно, а станут делать это постепенно, соразмеряясь в темпами развития наземного общественного транспорта и метрополитена. А если на такой шаг пойдет Саудовская Аравия, крупнейший производитель нефти в мире, то остальные неизбежно потянутся за ней вслед.
|