Ведущая американская публичная социологическая маркетинговая компания Nielsen опубликовала отчет об исследовании покупательского рынка в России за март этого года "Российский покупатель в новых экономических условиях". По итогам опроса, 44% участников сообщили, что сократили объемы закупок в торговых сетях. Как отмечают в Nielsen, это рекордный показатель экономии за последние восемь лет. Россияне стали приобретать меньше продуктов питания и товаров повседневного спроса. Между тем в течение кризисного 2009 г. доля сокративших покупки потребителей колебалась в пределах 25 - 30%, а в декабре 2014 г., то есть до резкой девальвации рубля и биржевого кризиса 16 декабря, этот показатель был равен 31%. В марте российские потребители оценили сокращение покупок по сравнению с декабрем в среднем в 24%. Согласно последнему опросу, россияне начали исключать из своей продуктовой корзины чипсы, снеки, шоколад, дорогой алкоголь, мясо, свежие овощи и фрукты, фруктовые соки и сыры. Среди непродовольственных товаров чаще всего жители страны отказываются от приобретения чистящих средств для дома и стирки одежды. Переключение на более дешевые бренды происходит в весьма сдержанной форме. Многие покупают привычные марки. Те опрошенные, которые в большинстве перешли на менее дорогие продукты, отдают предпочтение сырам, конфетам, замороженным продуктам, премиальному алкоголю и фруктовым сокам. "От периода к периоду мы наблюдаем, как покупатель становится все более бережливым, все тщательнее ищет пути сэкономить, все пристальнее смотрит на цены. Если в 2009 году россияне уже ко второму кварталу начинали оправляться от кризиса, то в текущей ситуации мы фиксируем последовательное ухудшение всех показателей уже на протяжении более чем шести месяцев - с августа 2014 года", - сказала коммерческий директор Nielsen Россия Илона Лепп. Рост цен в магазинах заметили практически все покупатели (99%), при этом 77% опрошенных указали на "значительное" повышение, что на 20 процентных пунктов больше, чем в нынешнем декабре, и на 47 процентных пунктов больше, чем в августе 2014-го. По мнению респондентов, в марте цены выросли на треть (32%) по сравнению с уровнем трехмесячной давности. Илона Лепп замечает, что россияне проходят период адаптации к новым ценам, поэтому покупательские настроения сейчас находятся "на дне", а среди торговых сетей в нынешних условиях выигрывают дискаунтеры - магазины с узким ассортиментом, в которых розничные цены приближены к оптовым. Это единственные торговые точки, где сохраняется приток новых покупателей. Говоря о последствиях падения курса рубля, респонденты чаще всего отмечали снижение уровня жизни - 44%, а 40% заявили, что ощутимого негативного эффекта не будет и ситуация в ближайшее время исправится. Что касается введенного в августе прошлого года эмбарго на ввоз ряда продовольственных товаров, в марте беспокоились об этом всего 23% россиян против 33% в декабре 2014-го. Эмбарго продолжает волновать россиян из-за его прямого влияния на рост цен, в том числе - на продукцию, произведенную в России, и на сокращение ассортимента в магазинах. Исследование компании проводилось с 16 по 22 марта в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре, а также в 22 городах с населением более 500 тысяч человек. Елена УСОВА
|